tatty2009

Путешествие в с. Курай.

На майские праздники я который год уезжаю в горы на Алтай. Здесь удивительные места и пейзажи, от природы дух захватывает, а красота такая, что глазам своим не веришь. Во время таких поездок я чувствую себя путешественницей, и даже искательницей приключений чуть-чуть.

В этот раз перед выездом решила забронировать жилье, и к моему удивлению всё было занято. Курсор мышки двигался всё дальше и дальше по карте и только в 40 км от пункта назначения, в селе Курай, я нашла домик на одну ночь. Следующим днем туда и отправилась.

Дорога длиной 850 км, через два перевала, по горным серпантинам, занимает 12 часов. Чтобы сильно не устать, я разделила путь в с. Черга, получилось два дня по 6 часов. А вот обратно нужно было вернуться в один день.

Путешествие началось в шесть утра. Любимая музыка на всю катушку, вкусный кофе, горячие гренки и пока еще робкое солнце — классное начало дня. Машин почти не было, скорость можно было держать хорошую и поля я прошла довольно быстро. Часа через три пути начинается! Как-будто большая сильная рука нашу сибирскую равнину как простыню в ладошку собирает. Пошли складки по земле, сначала редкие, потом чаще, потом всё выше, а где-то еще через час наконец-то видно красивые Алтайские горы! Так круто видеть их своими глазами снова. И так здорово снова увидеть реку Катунь, в мае она еще не бирюзовая, но от этого не менее красивая.

После деревни Барангол я ушла на право, на другую сторону реки. Горы тут еще выше, а пейзаж постепенно меняется на осенний... Трава желтая, ветер, совсем нет почек на деревьях. Тем временем, половина пути пройдена, я остановилась на зооферме в с. Черга. Тут разводят кур, гусей и кроликов, держат коров. Есть маленький детский зоопарк, несколько летних домиков и теплых комнат под сдачу. Холодно, я взяла теплую комнату, а потом баню с березовым веником и горячий ужин. Прекрасно провела вечер, посмотрела на местный горный ручей, выспалась и в семь утра двинулась дальше.

Меня ждала самая прекрасная часть пути — горы, реки, скалы, серпантины и меняющиеся то и дело виды. Вокруг осень превращалась в зиму..., близился первый перевал — Семинский, 1700м. На подъезде к нему я заподозрила неладное, слишком много снега на вершине. Так и оказалось, сугробы по обе стороны и асфальт в тени блестит, а я на летней резине. Выезжать бы попозже, да ехать далеко. Принимаю решение медленно ползти дальше наверх. Предстоящий спуск на солнечной стороне перевала, должен быть сухой, так и получилось.

После Семинского начинается весна, травка зеленеет, горы растут, мелькают редкие деревеньки, пасутся овцы. По пути есть деревня Онгудай, там можно заправится на хорошей заправке, точно есть 95-й бензин и принимают карты, впереди еще 200 км пути.

Дальше перевал Чике-Таман, он ниже — 1400м, но он проложен серпантином вокруг горного хребта, перепад высоты серьезный, аж уши закладывает. На Чике-Тамане есть смотровая площадка, базар, можно поесть алтайских лепешек или чебуреков с бараниной, попить чай и посмотреть с вершины перевала на долину.

А вот потом начинается моё самое любимое. За каждым поворотом может оказаться такая неожиданная красота! Горы становятся выше, долины живописнее, появляются ущелья, дорога уходит то вверх, то вниз.

Деревни встречаются редко, иногда можно увидеть такие живописные одинокие домики. В таких до сих пор живут некоторые алтайцы.

Лошадей очень много там, не знаю уж насколько они дикие, но встречаются сильно далеко от жилых мест. Так, мне посчастливилось наблюдать за игрой этих красавцев. Они бегали, прыгали, задирали друг друга, рыжий мальчик и черная девочка, молоденькие еще.

По пути я очень часто останавливалась, чтобы получше рассмотреть что-нибудь или просто побольше погрузиться в атмосферу и почти доехала до места назначения. В Акташе было много народа, кучки подготовленных машин, скопления людей у магазинов. Я заметила новую заправку, возможно там тоже есть хороший бензин, там даже очередь была. Через Акташ идет путь на красивейший и сложнейший перевал Кату-Ярык, я считаю к нему надо серьезно подготовится и пока нос туда не сую. В тех местах есть две очень труднодоступные базы удивительной красоты, на одну можно попасть только на вертолете или два дня по горам пешком идти, а вторая чуть пониже и добраться попроще. Это мои мечты уже второй год.

Я направлялась прежде всего к гейзерному озеру, что находится неподалеку от с. Акташ, туда я приехала к двум часам дня. Проход к озеру организован через базу, там можно вкусно покушать и отдохнуть. Озеро удивительное, там есть три основных котлована, каждый на разной высоте. Они медленно бурлят и выбрасывают со дна голубую глину, получается причудливый узор. Озеро не глубокое, зимой не замерзает, там водится рыба, а в этот раз я увидела гребенчатого тритона! Он выплыл прямо к корягам, у которых я стояла, булькнул и уплыл. Первый раз в жизни такое, думаю хороший знак. Местные называют это озеро — озеро духов, говорят, что духи общаются через него и каждый может поговорить с духами там в лесу.

В этих местах, недалеко от озера, впервые с путниками начинает заигрывать Актуру. Это горный хребет с ледниками. Его макушка впервые выглядывает именно здесь, 4044м. Когда я увидела его впервые, я конечно замерла, захотела его увидеть поближе. Но был уже вечер в тот раз и местные сказали, что не доеду, пришлось смириться. Сейчас я увидела его снова, ехать мне нужно было в его сторону и я конечно ждала что же будет дальше.

А дальше горы были настолько величественные, настолько высокие, что не было видно вершин, я ехала вся в мурашках и хлопала глазами. Актуру мелькал то с одной стороны то с другой. Всё время хотелось остановиться и рассмотреть красоты, но на серпантинах нельзя. И вот я заворачиваю за очередную скалу и вижу настолько удивительный пейзаж - впереди меня высоченные горы со снежными макушками, нереальных размеров долина, рельефы с другой планеты. И тут я смотрю в заднее зеркало, а там!!! Актуру! Во всей красе! Я по тормозам, а спуск, встать не где. Я и так и так, а сзади тоже машины. Ладно думаю, еду дальше, опять поворот и ... справа мне открывается вид на Курайскую степь, огромную, и возвышающиеся над ней ледники... Это было потрясающее зрелище! Мурашки до глубины души! Видео в комментарии загрузила. Но вообще это надо видеть в живую, никогда ничего подобно завораживающего я в своей жизни не видела. Нереально.

Я там зависла наверное на час, слушала музыку из GOT и любовалась. Потом обнаружила, что мой домик где-то тут, совсем рядом. Думаю брошу вещи, приму душ и вернусь наслаждаться. Каково же было мое удивление, когда я добралась до базы! Она стояла прямо на краю степи и совершенно ничего не разделяло ее от этого прекрасного вида, я села на лавочку у забора и так и смотрела.

Вечером случилась еще одно удивительное событие - когда все жители вернулись кто от куда, хозяин базы пригласил к нам настоящего сказителя из деревни. Сказитель — это тот, кто рассказывает жителям героические рассказы про богатырей, великие реки, горы. У него есть три музыкальных инструмента, которые символизируют верхний, средний и нижний мир. Еще сказитель владеет горловым пением, три звука одновременно путем расщепления связок особым образом. Эта магия длилась пока горел костер, последней песней была песня «про любовь», которую он написал сам, последние две строчки были на русском — про его любимую невесту. Мы встали и хлопали Евгению, а у него чуть заслезились глаза, наверное от дыма.

После концерта соседи спросили Евгения знает ли он шаманов. Он рассказал, что между сказителями и шаманами очень сложные отношения. В день повествований сказителя шаманы не проводят обрядов и наоборот. Потому что сказители «будят богатырей» — волю человека, а шаманы наоборот. Евгений считает, что нельзя узнавать судьбу заранее или тем более менять ее с помощью колдовства. Человек должен влиять на судьбу своими решениями и поступками, иначе кто он сам такой и зачем нужен.

Утром на рассвете я поехала домой, полная эмоций и впечатлений. И счастливая.